Имя на табличке

Безымянный проезд в Тропарево-Никулино, расположенный между проспектом Вернадского и улицей 26 Бакинских Комиссаров, стал улицей Доктора Гааза

В понедельник информагентства опубликовали сообщение о том, что несколько безымянных и проектируемых проездов, расположенных в разных административных округах Москвы, получили наименования. Так, на карте района Тропарево-Никулино появилась новая улица, нареченная именем Доктора Гааза.

Как часто, торопясь по своим делам, мы проезжаем или стремительно проходим по московским проспектам и переулкам, не обращая внимания на их названия. А ведь за каждой фамилией на уличной табличке кроется чья-то интересная жизнь, необычная судьба. Вряд ли присвоят улице имя заурядного человека. Многие ли жители Тропарево-Никулино, не заглядывая в Google, смогут ответить на вопрос, кто такой доктор Гааз и чем он знаменит? Вряд ли. А ведь в середине ХIХ столетия этого человека знала вся Москва…

Федор Петрович (урожденный Фридрих-Иосиф) Гааз приехал из Пруссии в качестве лечащего врача княжеского семейства Репниных-Волконских. Во время Отечественной войны 1812 года служил хирургом в русской армии, его медицинское искусство спасло жизни многих солдат и офицеров. После войны Гааз посвятил себя благотворительности, приобретя в Москве добрую славу. Федора Петровича часто называли «святым доктором». Будучи главным врачом московских тюрем, он едва ли не все свое жалование тратил на облегчение участи заключенных. Благодаря хлопотам Гааза были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов. Он бесплатно лечил бедняков и каторжан, раздавал им деньги и вещи. Даже самые закоренелые преступники, отпетые циники и душегубы, с неизменным уважением вспоминали о «святом докторе».

Ф.М. Достоевский (который, к слову, и сам побывал на каторге) в своем романе «Идиот» упоминает о «статском советнике с немецким именем», который на Воробьевых горах встречал едва ли не каждую партию заключенных, высылаемых в Сибирь. Это и был добрый, бескорыстный «святой доктор» Федор Петрович Гааз.

Москвичи хорошо знали и уважали этого человека. После его смерти в 1853 году гроб с телом покойного провожала до кладбища 20-тысячная толпа. Сегодня имя замечательного благотворителя и гуманиста по праву носит улица в Тропарево-Никулино.

-- Петр Иванов